McDonnell Douglas F/A-18 Hornet Палубный истребитель-бомбардировщик
F/A-18 - самый массовый боевой самолет ВМС и КМП США. Относится к реактивным истребителям четвертого поколения. Самолет нормальной схемы со среднерасположенным трапециевидным крылом. Конфигурация системы "крыло - фюзеляж" выбрана в соответствии с дифференциальным правилом площадей, предусматривающим уменьшение площади поперечных сечений фюзеляжа над крылом и увеличение площади под крылом.
Крыло многолонжеронное, складывается по линиям, проходящим через внутренние хорды элеронов с поворотом консолей на 90 град.
Носки и закрылки крыла отклоняются автоматически в зависимости от угла атаки и числа М для повышения маневренности и аэродинамического качества в крейсерском полете.
Фюзеляж типа полумонокок. Кабина герметическая с системой кондиционирования и кислородной системой. Катапультируемое кресло Мартин-Бейкер SJU-5/6 обеспечивает покидание самолета на стоянке и в воздухе. Хвостовое оперение стреловидное.
Конструкция самолета состоит на 49,6% из алюминиевых сплавов, 16,7% - сталь, 12,9% - титановые сплавы, 9,9% - KM и др. материалы.
Самолет оборудован многорежимной цифровой импульсно-доплеровской РЛС Хьюз AN/APG-65, которая позволяет сопровождать до 10 целей, включать режим картографирования земной поверхности, осуществлять обход наземных препятствий, поиск надводных целей и сопровождение движущихся наземных целей. РЛС обеспечивает прицеливание при стрельбе из пушки, пуске УР и бомбометании. На борту расположены две центральные 16-разрядные БЦВМ Контрол Дейта AN/AYK-14, аппаратура спутниковой навигационной системы, радионавигационная система Коллинз AN/ARN-118 TACAN, автоматическая система посадки на авианосец, станции предупреждения о радиолокационном облучении Магнавокс AN/ALR-50, устройство для разбрасывания дипольных отражателей, станция уводящих помех и другие системы.
- Модификации самолета:
F/A-18A - одноместный истребитель-бомбардировщик. Для ВМС и КМП США построен 371 самолет (1980-1987 гг.).
F/A-18B - двухместный учебно-боевой вариант самолета F/A-18.
F/A-18С - одноместный истребитель-бомбардировщик с усовершенствованным БРЭО и вооружением. С конца 1989 г.
выпускается в модификации "Найт Аттэк" с оборудованием для всепогодных ночных ударов.
F/A-18D - двухместный вариант самолета F/A-18C с оборудованием для всепогодных ночных ударов.
CF-18A и CF-18B - одно- и двухместные варианты для ВВС Канады. Поставлено 138 самолетов (1982-1988 гг.).
AF-18A и ATF-18A - одно- и двухместные варианты для ВВС Австралии. Поставлено 75 самолетов (1985-1990 гг.).
EF-18 (С. 15 и СЕ. 15 - испанское обозначение) - одно- и двухместные варианты для ВВС Испании. Поставлено 72 самолета (1986-1990 гг.).
F/A-18D (RC) - двухместный разведчик с контейнерной системой ATARS.
F/A-18E/F "Super Hornet" - усовершенствованный истребитель-бомбардировщик с установкой новых двигателей F414 и новым БРЭО.
F/A-18 поставлялся также Кувейту (40), Финляндии (64) и Швейцарии (34).
Тактико-технические характеристики :
Год принятия на вооружение - 1980
Размах крыла - 11,43 м,
- с ракетами на концах - 12,31 м;
- со сложенными крыльями - 8,38 м.
Длина самолета - 17,07 м.
Высота самолета - 4,66 м.
Площадь крыла - 37,16 кв.м.
Угол стреловидности по линии 1/4 хорд - 20 град.
Масса пустого самолета - 10455 кг.
Максимальная взлётная масса - 25400 кг.
Масса топлива - 4925 кг, в ПТБ - 3055 кг.
Тип двигателя - 2ТРДДФ Дженерал Электрик F404-GE-400.
Максимальная тяга форсированная/нефорсированная -
2х71,2/2х48,0 кН (2х7260/2х4900 кгс).
Максимальная скорость, км/ч:
- на форсаже - 2000;
- без форсажа - 1100.
Посадочная скорость - 248 км/ч.
Практический потолок - 15240 м.
Перегоночная дальность - 3340 км.
Боевой радиус действия - 740 км.
Длина разбега с наземной ВПП - 430 м.
Максимальная эксплуатационная перегрузка - 7,5.
|